Гомилия на Рождество Христово часть 4

[Этим он как бы говорит:] "И не помышляй о том, чтобы скрыть грех неуместными подозрениями. Ведь ты назван праведным, а праведному мужу не подобает молчанием покрывать беззаконие". "Не бойся принять Марию, жену твою", — [говорит ангел]. Это показывает, что [Иосиф] отнюдь не пришел в негодование или исполнился презрением, но он испугался Ее потому, что она была исполнена Духа Святого. "Ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого" (Мф 1:20). Из этого ясно следует, что тело Господа произошло не по общему естественному закону плоти. В самом деле, Носимый во чреве мгновенно достиг совершенного состояния плоти, не проходя постепенного развития во времени. Об этом говорят сами [Евангельские] слова, ибо сказано не "зачатое", но "родившееся". Итак, эта плоть, будучи образована от Святости, была достойна того, чтобы соединиться с Божеством Единородного. "Родит же Сына, и наречешь имя Ему: Иисус" (Мф 1:21). Мы знаем, что имена, намеренно даваемые кому-нибудь, выражают лежащую в их основе природу, как, например, [имена] Авраам, Исаак, Израиль. Имя каждого из них скорее выражает достигнутую ими личную добродетель, чем телесные особенности. Это же относится и к имени "Иисус", то есть "Спаситель народа". И вот уже приоткрывается тайна, предопределенная прежде веков и проповеданная издавна пророками: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: "С нами Бог"" (Мф 1:23). Здесь открывается смысл этого древнего имени, [заключающего в себе] все Таинство [явления] Бога среди людей, ибо, как сказано, имя "Еммануил" означает "С нами Бог". И пусть никого не приводят в смущение коварные ухищрения иудеев, которые утверждают, что у пророка [Исайи] сказано не "дева", а "молодица": "Се, молодица во чреве приимет". Прежде всего, было бы крайне неразумно полагать, что то, что должно было стать знамением, данным от Господа, представляет собой обыденное явление, согласующееся с природой вещей


На главную страницу
Hosted by uCoz